История России - часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества

Сущность, формы, функции исторического знания

ыарпва

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества

Функции истории:

1. Познавательная и интеллектуально-развивающая.

2. Практически-политическая.

3. Мировоззренческая.

4. Воспитательная.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний

методы исследования:

  • хронологический
  • синхронный
  • дихронный

 

ля изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:

· Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;

·     Хронологическо – проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам;

·     Проблемно – хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;

·     Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный; статистический; метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.

Только при использовании всех перечисленных методов можно достовернее воссоздать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

  • вещественные
  •  письменные
  • изобразительные
  • фонические

Классификация исторических источников - это одна из основных вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников: письменные; вещественные; устные; этнографические; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. в Киеве монахом Нестором. Летописи состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное

Историография – это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России выделяют несколько периодов.

ывп

Досоветская историография. В 1725г. в России учредили Академию наук, в 1755г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, - проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в XVIII в. были Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.

Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право – это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов.

Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803-1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах.

В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко – идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство «самодержавия, православия, народности». Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю. Эту теорию поддержал Н.Г. Устрялов. Его работа «Русская история» при жизни автора переиздавалась пять раз. Последняя версия была дополнена «Историческим обозрением царствования Николая I».

Другим фактором, который повлиял на развитие исторической науки, стало развитие народного образования. В начале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи – Царскосельский и Демидовский. С.С. Уваров добился для педагогов хорошего жалования.

В 1840-1850 – х гг. исследования Н.В. Калачева имели юридическую направленность – развитие отечественного права рассматривалось по отраслевым признакам. Им была разработана совершенно новая методика изучения древних документов. Исследование проходило по этапам и включало: филологический анализ; датировку; определение терминов; перевод на современный язык.

Ведущей темой в отечественной историографии была борьба между западниками и славянофилами. Советская историография полагала, что действия западников более либеральны, прогрессивны, чем действия славянофилов, поэтому именно первым были посвящены труды большинства историков.

Великий труд С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» состоял из 29-ти томов и остался незаконченным. Ведущее место у Соловьева занимало государство. Он считал, что с появлением государственности народ встал на путь прогрессивного развития. На историческую жизнь народа оказывают влияние три фактора: природа страны, природа племени, ход внешних событий.

В XX в. в науке появилось новое направление – евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, В.Г. Вернадский и др. по евра-зийскому учению люди России обречены на взаимосуществование и тесное взаимодействие.

Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934-1936 гг. была принята марксистско - ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода.

Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Издан не один десяток учебников и учебных пособий.

Методология и теория исторической науки

два основных подхода в исторической мысли:

1. материалистический - материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.

2. идеалистический -  дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. В основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом.

Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами.

  • принцип историзма
  • принцип объективности
  • принцип социального подхода
  • принцип альтернативности

Формационный    и   цивилизационный концептуальные подходов, сложившихся в мировой и отечественной историографии

1. Формационный подход К. Маркс: всемирно-исторический процесс -процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой прежде всего по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Всемирный исторический процесс определялся как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому – коммунизму

2. Цивилизационный подход Главной типологической единицей истории считается цивилизация. В центре исторического процесса – человек с особенностями его менталитета. Цивилизационный подход носит сравнительный характер. История страны рассматривается а в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории

Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

1.Неблагоприятные природно-климатические условия.

2.В становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору.

3.В сложных природно-климатических и геополитических условиях.

Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе.

 Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Два основных типа мировых цивилизаций

Западноевропейская

Восточная

сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственна частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности

сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер,

 

Точки зрения на Российскую цивилизацию.

работа с высказываниями, поиск ответа на вопрос о восприятии России как Западного или Азиатского государства  

ва

 

Перед Вами четыре группы высказываний поэтов, писателей, философов.
Определите, каково мнение каждой группы.

 

1) Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

В.Я. Брюсов

 

Т.Н. Грановский утверждал, что Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития; необходимо принять западные ценности (просвещение, разум, прогресс, право, личное достоинство).

 

2) Мы широко по дебрям
и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся
к вам
Своею азиатской рожей!
Да, скифы — мы! Да, азиаты —
мы.
С раскосыми и жадными очами!

А.А. Блок

 

Стану я на восток лицом,
На запад хребтом.

М.А. Волошин

 

В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий.

Г.В. Плеханов

3) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.

Ф.И. Тютчев

 

А.С. Хомяков утверждал, что у России свой особый путь развития, чтобы выйти на него, надо возродить Русь допетровскую, счастье России — в ее исключительности (в особенностях православия, специфике государственного строя и общественной жизни); необходима опора на такие ценности, как соборность, добротолюбие, простодушие, нестяжательство, кротость и т.п.

 

4) П.Н. Милюков: «Россия -
Азиопа».
 

Л.П. Карсавин: «Россия -
Евразия».
 

У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы — европейские слова
И азиатские поступки.

Н.Ф. Щербина

Самолюбие и самомнение у нас европейские

 

 

 

 

 

Дистанционный
Да