Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.

Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.

1.Вступление

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

В целом же культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. Но на рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств.

 В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

 

2.Просвещение и образование

В отличие от развитых стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Но потребности производства требовали все большее количество профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в.

Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

 Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

е

земская школа

 

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков.

В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

 В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения.

Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах.

 Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

3.Просветительская деятельность

В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству

 С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

п

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов

 Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

аа

4.Наука

Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.

кк

Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе.(позднее, в 1м.в. он же изобрел противогаз)

5

 А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники.

 Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был — удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы.

«Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики. К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал рад открытий в психологии.

п

Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета.

К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

 Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком.

Значительной части русской научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский).

Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

5.Литература

Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.

г

 Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе.

В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в. Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов.

 Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

 6.Театр

 Во второй половине XIX—начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

7.Кино

На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально они также создавали документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 картин.

8.Музыка и театр

 Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа.

 В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина)

. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).

9.Живопись и скульптура

В области изобразительного искусства побеждает реализм. В 1870 г. выпускники Академии художеств, не желающие мириться с официальной академической живописью,

академизм («прилизанная», «лакированная» реальность) первая половина XIX в.

создают «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г.- Их называли «Передвижники» .

о

 

гв

1.                                                                                                                                                                                                                   2.

8

                                                                                                                                                                   3.

  1. И.Е.Репин Бурлаки на Волге
  2. В.Г.Перов  Тройка
  3. В.Г.Перов Чаепитие в Мытищах

 

Это И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков. Они  стремились сделать искусство близким народу, активно занимались просветительской работой. К концу столетия на смену передвижникам приходят другие направления. Близка французской школе импрессионистов живопись И.Л. Левитана, В.А. Серова. Многие художники искали новых живописных форм (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев.). Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи,

 В 1880-е гг. в Москве открылась Третьяковская галерея, названная по имени ее основателей — предпринимателей и меценатов братьев П.М. и СМ. Третьяковых. В 1892 г. она была передана в дар городу

В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм, который выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

На рубеже 19-20в.в. в изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.). На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

10.Архитектура

Для архитектуры этого времени характерна эклектика — смешение стилей. Постепенно поиск национального стиля привел к развитию «русско-византийского» («неовизантийского») стиля с использованием элементов древнерусского зодчества. Ярким примером служит ансамбль Красной площади: здание Исторического музея (В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (А.Н. Померанцев), соседнее с ними зда­ние Городской думы (Д.Н. Чичагов). Во второй половине XIX в. возводятся многие монументальные скульптуры: памятник А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опекушин, 1880), «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О. Микешин) и др. Архитектура и градостроительство непосредственно зависели от направления экономического развития России в пореформенные десятилетия. Теперь не аристократические дворцы, а банки, магазины, вокзалы, доходные дома определяли общий облик городов России.
ака

Исторический музей                                                                                                                                                      Ярославский вокзал
 

Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей.

По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля.Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

11.Заключение

В целом достижения русской культуры получили мировое признание.  Пожалуй именно в этот период-2 половина 19-начало 20 века русская культура перестает быть только национальной. Она перешагивает границы и становится всемирной. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Домашнее задание

Вопросы:

1. Как эпоха Великих реформ повлияла на развитие культуры России?

2. Сравните уровень грамотности в России в начале XIX в., сразу после отмены крепостного права и в конце XIX в.

Какие тенденции вы отметите? Чем они объясняются?

3. Какие факторы способствовали, а какие тормозили развитие среднего и высшего образования?

4. Назовите сферы научной деятельности, в которых прославились русские ученые второй половины XIX в. Какие крупнейшие открытия, сделанные ими, вы отметили бы особо? Почему?

5. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такое несоответствие: с одной стороны, невысокий уровень грамотно­сти населения России, а с другой стороны, высочайшие научные достижения российской науки?

Дистанционный
Да