Золотой век русской культуры

Русская культура 19 века

 

1.Образование.

Уровень образования общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.

Население состояло главным образом из крестьянства, которое было неграмотным.

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” “без различия полу и лет”. Они создавались как в городе так и в селе. Однако деньги на их содержаниеиз государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городов или на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

а

В.Е. Маковский . Урок.  

 

Приходские училища: для самых низших состояний. Изучали грамоту, арифметику, Закон Божий.

Уездные училища: для детей купцов, ремесленников и других городских жителей. Изучали русский язык, арифметику, начала геометрии, историю, географию.

Гимназия: для детей дворян, купцов, чиновников , подготавливали к поступлению в университет.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали как правило два учителя, преподавали по 7 – 8 предметов. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.

При Николае 1 в 20гг. 19 века был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

19 августа 1827 года вышел рескрипт “Предметы учения и самые способы преподавания”.

В нем говорилось: “… должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся” необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем сужено ему оставаться”.

– Как вы понимаете слова документа?

Высшее образование давали университеты (напомнить что первый университет был открыт при Елизавете в 1755 г. Близкое к университетскому давали лицеи.

Первый лицей Александровский (Царскосельский) в 1811 г. 19 октября сего года сели за парты 13 мальчиков. Им было по 12 лет. По окончании они могли больше нигде не учиться. Срок обучения – 6 лет. Учили: ин. языки, историю, географию, математику,право, артиллерийское дело, физику и т.д.

– Где в дальнейшем выпускники данного лицея смогли бы применять свои знания? (участвовать в управлении Россией)

В лицее соблюдался строгий режим дня, занятия чередовались с уроками танцев, прогулок. Домой ездить было нельзя.

Отсутствовала система женского образования. Исключением было дворянское сословие: для дворянок существовали закрытые институты среднее образование), время обучения 7 – 8 лет. Изучали : арифметику, словесность, историю, ин. языки, музыку,танцы, домоводство. В начале 19 века в Москве и Санкт-Петербурге открыли учебные заведения для дочерей обер-офицеров.

п

Были открыты еще шесть: Дерптский (1802), Казанский(1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).

 

2.Наука.

Биология:

 Разрушена теория о неизменяемости растений и животных;

 И. А. Двигубский (1806) разработал теорию об изменяемости земной поверхности с

течением времени.

 Карл Максимович Бэр стал предместником Ч. Дарвина и открыл “Всеобщий закон

развития природы” (1834).

 Была собрана коллекция животных и растений, открыт Крымский ботанический

сад.

Медицина:

лт

Основоположник военно– полевой медицины. Николай Иванович Пирогов впервые при операции стал использовать наркоз, гипсовые повязки стерилизацию инструментов (напр. Багратион,Пушкин скорее всего могли остаться живыми...);

Геология:

 Продолжается борьба плутонистов и нептунистов:

Нептунисты – все геологические процессы обусловлены действием воды.

Плутонисты – все геологичекие процессы обусловлены наличием центрального огня,

геологическими исследованиями охвачена вся территория страны, особенно Забайкалье и Дальний Восток. К 1840 г была составлена геологическая карта России (автор Ник. Ив.Кокшаров)

Астрономия:

 1839 год создана Пулковская обсерватория.

Математика:

о

 Создание неевклидовой геометрии (автор Н. И. Лобачевский)

Физика:

 1802 разработана гальваническая батарея В.В. Петровым (прообраз электрической

лампочки). На западе такое изобретение появилось через 7 лет.

 1840 г. Якоби Борис Семенович изобрел метод гальванопластики(нанесение

тонкого слоя металла на поверхность при помощи электричества.

 1850 г. изобретен буквопечатный аппарат для телеграфа.

 1832 – Павел Львович Шиллинг изобрел телеграф.

 

Химия:

 1826–1827 гг П.Г. Соболевский и В.В. Любарский положили начала основам

порошковой металлургии

 К.С. Киргхоф получил искусственно глюкозу.

 Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создали устойчивые красители.

 1830 Е. и М. Черепановы построили паровую ж.д.

 1843 г начата строительство первой двухпутной ж. д. между Санкт-Петербургом и Москвой.

 П.П. Аносов разработал технологию получения булатной стали.

 

3.Архитектура.

Эпоха  начала XIX века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Эта эпоха наложила отпечаток на архитектурный облик обеих столиц.Особенность – использование желтого цвета зданий, колонн -белого 

В Петербург в 18 веке – город одиночных архитектурных ансамблей, затем началась застройка города вдоль проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства.

мпр

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. В громадном здании автор выделил центральную башню. Ее вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, вверх взлетает золоченная игла с корабликом. Здание имеет торжественно-мажорный вид. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг широкого участка русла Невы. Адмиралтейство. Проект – французский архитектор Тома де Томон, дорабатывал А.Д.Захаров. Творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой Казанского собора.

 

лн

В 40 – 50-е годы XIX века невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротители коней», Исаакиевский собор, Колонна-памятник Александру 1.

Величественный образ Санкт-Петербурга дошел до наших дней почти нетронутым.

Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких улочках существовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. В Москве меньше зданий в стиле классицизма, и они не образуют ансамблей, но все же в Москве есть величественныездания и уютные особняки.

о

Архитектор Константин Андреевич Тон в своем творчестве пытался возродить традиции древнерусской архитектуры.

Особенность: характерное русское пятиглавие, узкие арочные окна смесь русского и византийского. Храм Христа Спасителя.

Также его произведения- Большой Кремлевский Дворец,, Оружейная палата.

г

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, скульптора Ивана Петровича Мартоса. Торжественной открытие – 20 февраля 1818 г. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. В памятнике Мартос сумел воплотить высокие гражданские доблести и патриотизм. Четко вырисовывается силуэт памятника. Первое –поднятая рука Минина, его призывной жест. Мужественная фигура Минина призывает Пожарского подняться и возглавить Ополчение. С другой стороны памятника видно, что Пожарский опирается рукой на щит, собираясь подняться, с задней стороны видныскрещенные на мече руки Пожарского и Минина, символизирующие их единство. Следуятрадициям классицизма, скульптор облачил их в античные одежды.

В первой трети 19 века стиль архитектуры, скульптуры переживает новый этап –зрелый(высокий) классицизм или русский ампир. Ампир передает величие, силу ,могущество государства и императора .

.

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам

4.Живопись.

1

п

 

ш

 2

В живописи 19 века продолжает господствовать академический стиль. Основной герой –человек. Он отличается гражданственностью и патриотизмом, яркостью, лаконичностью.К.П. Брюллов выдающийся русский живописец, автор создания картины «Последний день Помпеи»(1). Брюллов хоть и был тесно связан с академизмом всем своим творчеством,однако он умел запечатлеть на холсте и красоту обнажённого человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Например, полотно «Всадница». Делом всей жизни А.А. Иванова стало создание величайшего полотна «Явление Христа народу»(2), которому он посвятил 20 лет.

к

Два замечательных портретиста О.А.Кипренский и В.А.Тропинин оставили нам прижизненные портреты А.С. Пушкина.  У Кипренского поэт выглядит торжественно, романтично. Он в шарфе, романтичноповязанном, позади – статуэтка, которая придает торжественности позы Пушкина.

у

На портрете Тропинина Пушкин выглядит по-другому. Поэт одет в старомодный халат, и от картины веет домашним теплом и уютом. 

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. Это был первый общедоступный художественный музей.

5. Театр и музыка.

кк

В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами (театральный предприниматель). На театр смотрели как на забаву, считалось, что зритель должен лишь развлекаться, веселиться. Поэтому репертуар в основном состоял из веселых водевилей, легковесных сценок.

На сценах театров выступали актеры М.С. Щепин, П.С. Мочалов.

Появляется новый жанр “волшебной оперы”, первым образцом которой стала “Дунайская русалка” Ф. Кауэра и К. Генслера. На сцене русского театра завоевал популярность водевиль связанный с творчеством А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева.

Широкое признание Верстовскому принесла опера “Аскольдова могила”. В области музыкальной культуры в начале века господствовали сочинения иностранных авторов, но с 30-х годов положение меняется, появляются крупные музыкальные

произведения отечественных авторов, в музыку проникли новые романтические веяния.

а

Родоначальником русской классической музыки считается М.И. Глинка. "Как из желудя– дуб, так из Глинки – вся русская музыка!”. Долг человека Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Народ – главный герой произведений М.И. Глинки, активное действующее лицо. Ведущий образ – представитель народа, носитель его лучших качеств. Центральное место в творчестве Глинки занимают оперы "Жизнь за царя”("Иван Сусанин"). и "Руслан и Людмила”.

27 ноября 1836 года – в океан мировой музыки влилась опера "Жизнь за царя”. Задача, которую композитор поставил перед собой была сложна: убедить всех в том, что на основе русского музыкального языка можно создавать оперы, симфонии, балеты. Прекрасные люди – герои оперы должны рассказать о силе и красоте русского характера языком своих мелодий. И публика словно прозревает: подумать только, какая глубина в русской народной песне, какие сильные чувства способна выразить ее мелодия. Самое запоминающееся произведение А. Алябьева “Соловей” написанный на стихи А. Дельвига в 30 – 40 гг. Тему русской народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев.

Сентиментализм –идейное и художественное направление в европейской и американскойкультуре конца 18 – начала 19 веков для которого характерны обращение к чувствам и переживаниям простого народа (“Бедная Лиза”).

Война 1812г вызвала к жизни романтизм. В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский

Державин: высокий “штиль” – классицизм

шл

Конечно же вершины русской поэзии- А. С. Пушкин , М. Ю. Лермонтов –последователи оптимизма, полны активной жизненной позиции

Оптимизм –постепенно происходит переход к реализму.

Реализм – жанр искусства сочетающий остроту постановки, коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных ситуаций

 

В первой половине XIX в. Значительно возросло число газет и журналов. Увеличились тиражи. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские новости».

Официальной газетой оставались «Санкт-Петербургские новости».

 

XIX век – время культурного подъема в России. Отечественная война 1812 г. дала импульс развитию национального самосознания. Культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно «русской».

План урока

1.Образование.

2.Наука.

3.Архитектура.

4.Живопись.

5. Театр и музыка.

6.Литература

Домашнее задание

Вопросы:

1.Назовите самые значитель­ные, на ваш взгляд, достижения русской архитектуры и живо­писи первой половины XIX в. Как они связаны с историческими событиями того времени?

2. Что такое классицизм? Охарактери­зуйте это течение на примере выбранного вами архитектурного памятника первой половины XIX в.

3. Покажите на примере Пе­тербурга первой половины XIX в. появление городских архитек­турных ансамблей.

4. Чем был вызван кризис классицизма в ар­хитектуре 30-х гг. XIX в.? Какие архитектурные стили стали использоваться на основе принципа «умного выбора»?

5. Охарак­теризуйте достижения русской живописи первой половины XIX в.

6.Охарактеризуйте особенности художественного творчества XIX в., классицизма, романтизма, реализма. Как они были связаны с проблемами общественного развития своего времени?

Дистанционный
Нет