Русская культура 17-18 в.в.

Русская культура 17-18 в.в.

 

1.

 17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.

В 17-18 вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни.

 В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

В 18 веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в 19 веке. Весь 18век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

 

1.Архитектура.

п
   
п

 В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.
    После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.

н


    В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре – московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.

н


    Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

кв

1.                                                                                                                                                                                                                                                          2.

ек

3.

 

В 18 веке преобладающим стал стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) (1),и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец)(2). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов)(3) и здание Сената (М. Казаков).

2.Иконопись и начало живописи

рп
    Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение – «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).
    В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Светская живопись при Петре I выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман НикитиныАндрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников — Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

В середине и второй половине XVIII столетия получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»), Г. И. Угрюмое («Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков»).

«Чувствительные» сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления («Доение коровы» М.М. Иванова, пейзажи С. Ф. Щедрина, портреты В. Л. Боровиковского).

Федор Степанович Рокотов (род. в 1730-е гг.) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует. Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обратило на себя внимание. Рокотову заказали портреты Петра III, затем он писал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И. И. Шувалова, Г. Г. Орлова

Дмитрий Григорьевич Левицкий работал в реалистической манере. Он родился в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника, рисованию учился у отца, потом в Петербурге. Известность Левицкий приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Он прославился портретами Екатерины II, членов ее семьи, архитектора А. Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок и тщательность письма.

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры. 



3. Скульптура.


В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К.-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I, или «Медный всадник», работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил признание — стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766) — он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Приобрел известность М. И. Козловский — автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.


 

4. Литература.
    Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример - «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

5. Театр.

 

В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца — купеческого сына Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А. П. Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма: И. А. ДмитревскийП. А. ПлавильщиковТ. М. Троепольская, сам Ф. Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу XVIII в. получают распространение сентиментальные постановки — пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В. П. Померанцев.


  


6. Образование,наука и техника.


В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования - Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

па

о

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.

 

а
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым. 

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.

 

План урока

1.Введение

2.Архитектура.

3.

Домашнее задание

ВОПРОСЫ:

1. Какие процессы и события 17-18 в.в. оказали влияние на раз­витие культуры этого периода? 2. В чем состояло влияние куль­туры 17-18в. на экономическое и политическое развитие Рос­сии? 3. Какие новые черты культуры, появившиеся в XVII в., получили свое дальнейшее развитие в культуре XVIII в.?

Дистанционный
Нет