Русская культура 13-16 в.в.

Русская культура 13-16 в.в.

1.

После монголо-татарского разорения 1237-1240 г.г. экономическим .духовным,а соответственно и культурным центр Руси перемещается на северо-восток.Сначала Владимир,а вскоре Москва становятся центром возрождения культуры русских земель. Монголо-татары стоявшие в культурном плане значительно на более низком уровне не оказали какого-либо влияния на русскую культуру(не привнесли нового,кроме некоторого языкового заимствования).Их влияние выразилось главным образом в упадке русской материальной культуры(напр.каменное строительство на Руси возобновилось только при Иване Калите),и в целом-в упадке культуры.(в 11 в.Ярослав Мудрый собирал библиотеки,а Дмитрий Донской в 14в. даже не владел грамотой!).Грамота долгое время(почти до 16в.) оставалась монополией священнослужителей. Здесь необходимо сделать оговорку-Новгород Великий избежавший нашествия и погрома ,а кроме того город экономически развитый и торговый в культурном плане стоял гораздо выше Москвы-даже многие простолюдины здесь владели грамотой!То же можно сказать и про западнорусские земли.

Однако.постепенное возрождение Руси,особенно,после того как с 14в.Москва начинает активно собирать русские земли дает свои плоды-начинает прогресс во всех областях культуры.И хотя "старт" был с более низкого уровня.чем до нашествия,вместе с развитием государственности развивается и культура.

2.

 В XIV веке ме­ня­ются пра­ви­ла пись­ма и на­пи­са­ние букв. На­ча­ли ис­поль­зо­вать не толь­ко при­ня­тый ранее шрифт устав, но и по­лу­устав. На­пи­са­ние его букв было не таким стро­гим, они могли иметь на­клон, бук­вен­ная стро­ка стала менее ров­ной. Сам про­цесс пись­ма зна­чи­тель­но уско­рил­ся. Те­перь писец успе­вал сде­лать за день го­раз­до боль­ше. С конца XIV века стала рас­про­стра­нять­ся ско­ро­пись – буквы на­ча­ли пи­сать слит­но. Кроме того, ско­ро­пись до­пус­ка­ла со­кра­ще­ние слов. В XIV веке на Руси по­яви­лась бу­ма­га, ко­то­рую при­во­зи­ли из Ита­лии и Фран­ции. Она сто­и­ла де­шев­ле пер­га­мен­та, на ней было удоб­нее пи­сать. По­яв­ле­ние бу­ма­ги при­ве­ло к тому, что книг стало го­раз­до боль­ше. 

р

 

 Летописание, после спада второй половины ХIII в., набирает силы в ХIV в., особенно в ХV в. Своды, в начале которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость (Новгород Великий, Рязань и др.), утвердить себя в роли политического лидера – объединителя земель Северо-восточной и Северо-западной Руси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод (.т.е. собрание летописей)– та же Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них, - своего рода «окно в прошлое» Руси, России.

а

Одним из самых круп­ных пи­са­те­лей Руси конца XIV – на­ча­ла XV века был монах Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря Епи­фа­ний Пре­муд­рый. Часть жизни он про­вел также в Москве и Твери. Епи­фа­ний был одним из луч­ших книж­ных пис­цов сво­е­го вре­ме­ни, укра­шал книги вы­ра­зи­тель­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми. Он тща­тель­но со­би­рал све­де­ния о ве­ли­ких со­вре­мен­ни­ках, об осо­бен­но­стях при­ро­ды и жизни людей в раз­ных рус­ских зем­лях.Его перу при­над­ле­жат жития Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, Дмит­рия Дон­ско­го. Епи­фа­ний не слу­чай­но об­ра­тил­ся к име­нам тех, кто сыг­рал такую вид­ную роль в воз­рож­де­нии стра­ны, борь­бе за ее сво­бо­ду. После Ку­ли­ков­ской битвы тема ге­ро­и­че­ско­го по­дви­га ее участ­ни­ков стала ве­ду­щей в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. 

3

В середине 16в началось книгопечатание.Пионером в этой области в московской Руси стал выходкц из Руси Западной Иван Федоров. В 1563 году по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нём был напечатан книга "Апостол" (1564).

у

 

 

4.

Воз­рож­де­ние ико­но­пи­си свя­за­но с име­нем при­гла­шен­но­го на Русь ви­зан­тий­ско­го ма­сте­ра Фе­о­фа­на Грека. Он сумел со­еди­нить в своем твор­че­стве об­раз­цы ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства и вы­ра­бо­тан­ные рус­ски­ми ма­сте­ра­ми при­е­мы. В конце XIV века Фе­о­фан ра­бо­тал в Нов­го­ро­де и Москве, изу­чал вла­ди­мир­скую ико­но­пись.  Кисти ху­дож­ни­ка при­над­ле­жат иконы Дон­ской Бо­го­ма­те­ри, Свя­тых Петра и Павла, Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Фе­о­фан рас­пи­сы­вал также стены хра­мов. Осо­бен­но силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дят его фрес­ки в Нов­го­род­ской церк­ви Спаса на Ильине улице. Со­здан­ные ху­дож­ни­ком об­ра­зы ка­жут­ся су­ро­вы­ми, даже гроз­ны­ми, при этом они на­пол­не­ны оду­хо­тво­рен­но­стью, слов­но све­тят­ся из­нут­ри. 

ар

Спас Вседержитель                                                                                                                                                        Троица

 

У Фе­о­фа­на Грека учи­лись мно­гие рус­ские ху­дож­ни­ки. Самым та­лант­ли­вым из них был Ан­дрей Руб­лев. Фе­о­фан и его уче­ни­ки пре­об­ра­зи­ли убран­ство рус­ской церк­ви. На пе­ре­го­род­ке, от­де­ля­ю­щей глав­ное место в церк­ви – ал­тарь – от осталь­ной ее части, ху­дож­ни­ки со­зда­ли ико­но­стас. На нем в несколь­ко рядов были по­ме­ще­ны иконы. Те­перь они при­об­ре­ли стро­гий пря­док, об­ра­зо­ва­ли еди­ную ком­по­зи­цию.

5.

Ярким показателям развития материальной культуры того времени является каменное строительство.Полностью прекратившееся почти на половину столетия (исключение-Новгород не подвергшийся разгрому) с самого конца 13в. оно возрождается(первый каменный храм-конец 13в.,Тверь).В Москве оно активно начинается при Иване Калите.Общий уровень,конечно ниже ,чем до нашествия.Но каменное строительство начинает бурно развиваться.

ап

Храм Спаса на Бору,московский кремль.построен при Иване Калите ,разрушен в 1931г.

 

В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы.("Москва Белокаменная").

а

Соборы, церкви строятся и в других городах – Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много – в Новгороде Великом.Набирающее мощь московского государства  находит воплощение в появлении монументальных сооружений.превосходящих все построенное до сих пор.При Иване 3 каменное строительство приобретает невиданный до  этого размах.И хотя уровень своих мастеров пока невысок(неудача первого строительства Успенского храма) приглашаются лучшие на тот момент европейские мастера-итальянцы.

Вновь перестраивается обветшавший к тому времени Кремль.Кремль Ивана 3(хоть и перестроенный) дошел до наших дней.

пр

Строятся каменные кремли и в других русских городах-Коломне,Нижнем Новгороде,Зарайске,Кирилло-Белозерском монастыре.Москва как бы опоясывается внешним каменным поясом.

лб

Коломенский кремль                                                                                                   Нижегородский кремль

 

Тогда же был построен Успенский собор московского кремля-старейшее из сохранившихся в первозданном виде храмов Москвы.Главный на момент постройки собор страны-в котором вплоть до 19в. будут венчаться на царство русские цари.Построивший его итальянец Аристотель Фиорованти взял за образец Успенский собор во Владимире.Этим подчеркивалась преемственность-Москва приняла эстафету первенства над русскими землями из Владимира...

р

Величие мировой державы какой теперь стала Россия воплощали в архитектуре Грановитая палата.

 

нг

Уже к 16 веку русские мастера самостоятельно руководят постройкой крупнейших храмов страны и создают свой уникальный и неповторимый образ в архитектуре-пример:

п

Характерными в русской архитектуре 16 в. стали шатровые храмы(стремление вверх...). особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

па

Храм в Коломенском(Москва).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

1.характеристика особенностей русской культуры 13-16в.в.

2.Литература.Историческая мысль

3.Начало книгоопечатания

4.Живопись

5.Архитектура

Домашнее задание

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.   Сравните русскую культуру XIV — XV вв. с развитием культуры Руси предшествующего периода. Можно ли го­ворить о том, что русская культура сделала значительный шаг вперед?

2.   Как исторические события изучаемого времени повлияли на русскую культуру? Отвечая на вопрос, покажите как общее влияние, так и конкретные проявления этого вли­яния через памятники культуры.

3.   Какие архитектурные памятники изучаемой эпохи, произ­ведения иконописцев вам известны? Опишите их.

4. Если бы из истории России конца XV — начала XVI в. вам были известны только сведения о культуре и быте, то какие выводы о характере и уровне развития страны вы бы сделали и почему?

5. Подготовьте рассказ об одном из выдающихся произведе­ний литературы, архитектуры или живописи изучаемого периода. В ходе рассказа раскройте отражение духа вре­мени в данном произведении литературы или искусства.

6.   Как образование единого государства повлияло на разви­тие культуры конца XV—XVI в.?

Дистанционный
Нет